Бетонные и железобетонные работы

Бетонные и железобетонные работы


По способу выполнения бетонные и железобетонные конструкции разделяют на сборные, выполняемые из отдельных элементов, изготовленных заранее, и монолитные, возводимые непосредственно на месте строительства.


Для выполнения бетонных работ рекомендуется использовать бетон и раствор от компании "Мастербетон", которая своевременно доставит необходимый материал. В комплекс железобетонных и бетонных работ, выполняемых на объекте при возведении монолитных конструкций, включаются следующие основные и дополнительные операции:


Основные:



  • монтаж и установка опалубки, устройство поддерживающих лесов, подмостей, рабочих настилов;

  • монтаж и установка арматуры, кондукторных устройств, анкерных болтов и закладных частей;

  • монтаж сборных железобетонных элементов, используемых в качестве опалубки при возведении сборно-монолитных конструкций; бетонирование конструкций — подача, распределение, укладка и уплотнение бетонной смеси; уход за бетоном в процессе его твердения (укрытие и поливка водой, устройство защитных пленок и др.), утепление конструкций в зимних условиях;


Дополнительные:



  • установка и переустановка оборудования (кроме основных строительных машин), инвентаря и приспособлений в процессе работ; разработка и ремонт опалубки, поддерживающих лесов, подмостей с укладкой их в штабеля по маркам и видам; уборка отходов и строительного мусора.


Опалубочные работы


Опалубкой называется формообразующая временная конструкция, предназначенная для формования монолитных бетонных и железобетонных конструкций и состоящая из собственно формы, поддерживающих лесов и крепежных устройств. Опалубка должна быть устойчивой и прочной, обеспечивать правильность и неизменяемость конструкции, качество поверхности бетона, быстро собираться и разбираться, не создавать затруднений при установке арматуры, укладке и уплотнении бетонной смеси. При расчете опалубки учитывают вертикальные и горизонтальные нагрузки от собственной массы опалубки и лесов, бетонной смеси и арматуры, работающих людей и транспортных средств, вибрационных и динамических нагрузок, возникающих при выгрузке бетонной смеси в опалубку, а также бокового давления бетонной смеси. Боковые элементы опалубки рассчитывают на давление бетонной смеси, исходя из того, что давление этой массы распространяется в глубь бетона не более чем на 1 м.


В зависимости от применяемого материала опалубка бывает деревянной, металлической, деревометаллической, железобетонной, армоцементной, из синтетических или прорезиненных тканей.


Деревянную опалубку изготовляют из древесины влажностью не более 25%. Для изготовления элементов деревянной опалубки применяются доски, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Лесоматериалы и материалы, полученные на основе древесины, можно изготовлять из хвойных и лиственных пород дерева. Применяемые для устройства опалубки стойки лесов высотой более 8 м, а также прогоны, поддерживающие опалубку, изготавливают только из древесины хвойных пород. Для прочих элементов опалубки и креплений применяют древесину лиственных пород — осину, ольху. При изготовлении деревометаллических щитов для обшивки применяется береза. Для палубы щитов применяют водостойкую бакелизированную фанеру или листовые стеклопластики. Для снижения адгезии с бетоном и повышения качества лицевых бетонных поверхностей используют также покрытие палубы щитов пленками на основе полимеров.


Металлическую опалубку изготовляют из стальных листов толщиной 1,5-2 мм и прокатных профилей; она должна иметь быстроразъемные соединения. Металлические части деревометаллической опалубки также изготовляются из стальных листов. Размер ячеек металлической сетки, применяемой в качестве сетчатой опалубки, не должен превышать 5x5 мм. Железобетонная опалубка представляет собой железобетонные плиты-оболочки; эти плиты устанавливаются как опалубочные до начала бетонирования и являются наружной частью возводимой конструкции, монолитно с ней связанной.


Армоцементная опалубка применяется в виде армоцементных плит толщиной 15-20 мм. Такие плиты изготовляют из мелкозернистого бетона, армированного проволочной сеткой. Сетку до нанесения слоя бетона можно изогнуть, придав необходимый криволинейный профиль бетонируемой плите.


Пневматические конструкции образуются путем нагнетания воздуха во внутреннее замкнутое пространство оболочки из воздухонепроницаемой ткани; при этом оболочке может быть придана практически любая форма. Материалами для изготовления надувной опалубки служат технический текстиль, синтетические материалы, однослойные и многослойные прорезиненные ткани.


Важной проблемой является уменьшение сцепления бетона с опалубкой. Это сцепление зависит от адгезии (прилипания) и когезии (прочности на растяжение пограничных слоев на контакте «опалубка-бетон») бетона, его усадки и характера формирующей поверхности опалубки. Адгезия заключается в том, что при укладке и виброуплотнении бетонная смесь приобретает свойства пластичности и поэтому сплошность контакта между ней и опалубкой возрастает. Если палуба выполнена из слабо смачивающихся (гидрофобных) материалов, например, пластиков, текстолита и т. п., и имеет гладкую поверхность, сцепление с палубой незначительно. Если палуба выполнена из сильно смачивающихся (гидрофильных) материалов, например, стали, дерева и т. п., имеет шероховатую поверхность или пористую структуру, сплошность и прочность контакта возрастают и, следовательно, увеличивается адгезия. Если адгезия мала, а когезия велика, при распалубке отрыв происходит по плоскости контакта и формующая поверхность опалубки остается чистой, а лицевые поверхности забетонированной конструкции получаются хорошего качества.


Силы адгезии можно уменьшить, используя для формующих поверхностей опалубки гидрофобные материалы, нанося на поверхность палубы специальные смазки и противоадгезионные гидрофобиризующие покрытия. Наиболее практичны комбинированные смазки в виде так называемых обратных эмульсий. В них помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания вводят пластифицирующие добавки, которые пластифицируют бетон в зоне контакта с опалубкой и облегчают ее отрыв.


Конструкция опалубки должна обеспечивать достаточные прочность, надежность и простоту монтажа и демонтажа ее элементов, возможность укрупненной сборки и широкую вариантность компоновки при их минимальной номенклатуре. По оборачиваемости различают опалубку неинвентарную, используемую только для одного сооружения, и инвентарную, т. е. многократно используемую. Инвентарная опалубка может быть разборно-переставной и подвижной.

скачать dle 12.1

Метки к статье: